В строительных конструкциях рамой считается такая стоечно-ригельная система, в которой ригель жестко соединен с верхними частями стоек, а стойки могут быть также жестко укреплены на фундаменте. Основные нагрузки на ригель включают в работу стойки а те – передают усилия на фундамент. Таким образом, вся конструкция работает совместно, а это означает в конечном итоге оптимальный расход материала на такую конструктивную систему.
Рамы делают из стали и железобетона, есть конструктивные решения для деревянных рам. Основные области применения таких строительных конструкций – крупнопролетные покрытия и перекрытия, а также – крановые пути и другие грузоподъемные системы.
Рама хороша тем, что ригель, заменяющий балки, может быть совсем тонким
Для строительства рамных конструкций существуют серийные решения для железобетона и стали, могут возводиться также индивидуальные конструкции из этих материалов.
Эксплуатация стальных строительных рам и контроль их состояния
В современных условиях рамы продолжают оставаться эффективной и рациональной конструкцией. Для нее характерна значительная разница в испытываемых под нагрузкой напряжениях – они достигают максимума в месте стыка стойки и ригеля. Вот почему грамотно запроектированная стальная рама будет иметь переменное сечение, достигающее максимума в таком узле максимальных напряжений. Правильно выполненный расчет стальных рам - достаточное основание для их правильного сооружения и эксплуатации.
В наше время распространены стальные рамы эффективных серийных конструкций. Есть, к примеру, серийные решения рам из перфорированного двутавра. В основе такой конструкции лежит идея разрезки двутавра вдоль по ломаной линии и последующей сварке его частей со смещением. В итоге получается рама переменного сечения, то есть – конструкция с наиболее эффективным распределением материала.
Работа такой рамы под нагрузкой требует периодического контроля, особенности которого регламентируются нормами для разных сооружений. Кроме регламентного контроля состояние рам требует проверки и в других случаях, например:
Контроль состояния рам сводится к нескольким направлениям. Прежде всего, выполняется визуально-инструментальный контроль геометрии, в частности – поиск деформаций прокатного и сварного профилей. Оценивается степень коррозии, для чего используется измерительный инструмент и ультразвуковые толщиномеры для труднодоступных мест. Самое главное в таком обследовании – контроль состояния сварных швов, который также выполняется ультразвуковыми дефектоскопами, а при необходимости – капиллярным методом.
Результаты такого обследования принимаются в качестве исходных данных при расчете стальных рам переменного сечения для повторного применения, реконструкции или продолжения эксплуатации.