Добавить сайт в закладки
mail@prokontrol.ru+7 (495) 768-61-65Ежедневно с 9:00 до 18:00

Технологии неразрушающего контроля все шире применяются в обслуживании автомобилей

Автомобиль и контроль качества

Распространение автомобиля и другой колёсной техники опирается на состояние и развитие структур ухода и обслуживания. Эти структуры представлены организациями и предприятиями разного характера:

  1. Структурами технического обслуживания, организованными производителями и дилерами
  2. Сетями автосервиса, независимого от производителей
  3. Индивидуальными мастерами ремонта машин
  4. Транспортными организациями, в составе которых есть подразделения техобслуживания автотехники.

Сложность современного автомобиля такова, что качественный австосервис невозможен без контактов с производителем. Получение программного обеспечения для ремонта и диагностик, доступ к запчастям и деталям, методическая поддержка – вот только несколько причин необходимости такой связи.

 

Технологии ремонта и обслуживания автотехники

Поддержание автомобилей в хорошем техническом состоянии осуществляется в нескольких направлениях, в том числе:

  • Регламентный автосервис, выполняемый лицензированными центрами техобслуживания
  • Ремонт, тюнинг и обслуживание по необходимости, выполняемый разными центрами автосервиса и мастерскими техобслуживания
  • Работа мастеров-индивидуалов
  • Страховой автосервис.

Наиболее качественным считается фирменный автосервис, который дают в авторизованных пунктах работы с автомобилями. Ценность этой формы автосервиса заключается в максимально плотном контакте с изготовителем машин, который обеспечивает качество работ и используемых запчастей.

Стремление сократить затраты на техобслуживание приводят автовладельцев в мастерские, не входящие в круг авторизованного автосервиса. В этом секторе автосервиса выгодно обслуживать машины с большим пробегом. Бывает, однако, что стоимость обслуживания в таких предприятиях оказывается выше, чем в официально признанных автоцентрах из-за сложностей технического порядка.

Автосервис страхового направления представлен мастерскими, входящими в структуры страховых компаний. Задача такого сервиса – обслуживание машин, претерпевших страховой случай (аварии или повреждения). Идея создания такого сервиса состоит в стремлении минимизировать страховые выплаты по обязательствам.

СОВРЕМЕННАЯ АППАРАТУРА ДЕФЕКТОСКОПИИ В АВТОРЕМОНТЕ

Автосервис, за исключением крупнейших авторемонтных заводов, традиционно пользовался упрощёнными средствами диагностики и контроля качества обслуживаемой техники. Распространение точной аппаратуры неразрушающего контроля сделало диагностику более корректной, вследствие чего качество ремонта и сервиса стало выше.

 

Современная техника контроля качества в обслуживании автомашин

Аппаратура, используемая в местах ремонта, отражает особенности автотехники. Вот некоторые таки особенности:

  1. В деле диагностики автомашин очень важны переносные (портативные) устройства
  2. Характер и диапазоны измерений аппаратуры должны соответствовать особенностям автомобильного дела
  3. Преимуществом является простота обслуживания аппаратуры и её безопасность.

Чаще всего на предприятиях автосервиса применяют ультразвуковую аппаратуру. Простота обслуживания, безопасность и широкая гамма устройств контроля делают такую аппаратуру доступной в самых мелких мастерских и гаражах индивидуалов.

В последнее время есть возможности аренды аппаратуры неразрушающего контроля. Такой сервис организован, к примеру, в компании «Проконтроль» (http://prokontrol.ru/). Удобство такого сервиса в том, что необходимые приборы можно брать в аренду для исключительных сложных случаев ремонта.

Первые шаги по применению современной диагностической аппаратуры сделаны уже давно. Некоторые автовладельцы, к примеру, используют ультразвуковые дефектоскопы, чтобы выяснить, имеются ли повреждения и следы восстановления кузовных деталей под слоем окраски. Мастера-мотористы ищут следы трещин в металлических частях двигателей не только с помощью увеличительного стекла и старинной керосиновой пробы, но и с помощью ультразвуковой и магнитной аппаратуры.

 

Кузовной ремонт

Уже упомянутые приёмы обнаружения скрытых повреждений кузовных частей помогают заблаговременно принимать меры по обеспечению сохранности кузова. При необходимости возможно определение степени коррозии в труднодоступных местах кузова.

Это позволяет избежать привычной стратегии обслуживания кузова, заключающейся в том, что обрабатываются те дефекты, которые обнаруживаются визуально. Возможности предупредить развитие повреждений от коррозии – важное преимущество технологий неразрушающего контроля.

Внимательный автовладелец старается обеспечить режим правильной эксплуатации машины. Одна из основных мер обеспечения такой безопасности – внимательное наблюдение над защитными покрытиями днища и замкнутых полостей.

Проверяют конструкции кузова магнитопорошковыми методами, ультразвуковым дефектоскопом, капиллярными методами. При необходимости можно применить эндоскоп и другую аппаратуру.

После выполнения ремонтных операций важно убедиться в качестве выполнения сварочных швов и других ремонтных работ. После такой проверки кузов может быть готов для выполнения антикоррозионных работ и окраски.

Обслуживание двигателя и трансмиссии

Особенно важно умение применять инструментальные методы оценки состояния деталей мотора и трансмиссии, наиболее сложных узлов автомобиля. Угроз стабильной работе этих агрегатов немало:

  • Значительные нагрузки
  • ошибки в эксплуатации
  • естественный износ
  • игнорирование признаков нарастания неисправностей.

Правильная диагностика силовой установки машины и системы привода – ключевой компонент любого автосервиса.

В современной машине процесс обслуживания начинается со считывания показаний бортовой электронной системы контроля. Обнаружение штатных или непредвиденных отклонений от режима, заложенного производителем – причина для запуска механизма ремонта двигателя или коробки передач. К ремонту приступают и в явных аварийных случаях или же при прекращении работы этих агрегатов.

Диагностика деталей двигателя и трансмиссии состоит в проверке нескольких ключевых качеств необходимых деталей. Вот основные составляющие такого контроля:

  1. визуальная оценка состояния деталей
  2. измерение геометрии деталей и определение износа
  3. оценка следов коррозии
  4. поиск трещин.

Помимо надёжной и достаточно точной технологии капиллярного контроля используется ультразвуковая технология, способная обнаружить даже едва наметившуюся трещину. Малозаметные дефекты такого рода способны сделать любой ремонт бессмысленным и точная диагностика таких дефектов – вопрос принципиальной важности.

Типичные дефекты и контроль

Опытные мастера, давно имеющие дело с ремонтом машин и их агрегатов прекрасно знают типичные дефекты, со временем образующиеся в машине. Почти всегда предварительный диагноз неисправностей, поставленный опытным специалистом по словесному описанию неисправностей и данным бортового электронного модуля управления, подтверждаются при разборке узлов и агрегатов.

Когда ремонт двигателя выполняет старый опытный мастер, трещины в наиболее уязвимых деталях обнаруживаются там, где предсказывает такой специалист. Тем не менее, детали, а это чаще всего головка блока цилиндров, или сами цилиндры подвергают тщательному инструментальному контролю – на предмет незаметных трещин. Подробное обследование деталей необходимо также из-за условий работы двигателя – в разогретом до рабочей температуры металле все дефекты не только начинают проявляться в полную силу, но и стремятся к увеличению.

Ни один мастер не оставит без тщательного осмотра и проверки качества ни единой детали двигателя или трансмиссии (коробки передач). Дело в том, что разборка мотора – сложная операция, которая при самом тщательном исполнении не проходит бесследно для этого агрегата. Поэтому, раз двигатель разобран, его проверяют полностью и порой находят заслуживающие внимания дефекты.

Примером таких дефектов, способных вызвать не только нарушение режима работы двигателя, но даже его аварийное разрушение, являются трещины коленчатого или распределительного вала. Настолько же опасны поломки подшипников поршней и трещины в шатунах, других важных деталях. Трещины в них ищут магнитопорошковыми методами, применяют и ультразвуковую аппаратуру.

Для диагностики двигателя используется немало специальной аппаратуры. Помимо показаний бортовой электронной системы могут быть применены такие устройства:

  • осциллограф – для проверки сигналов датчиков систем двигателя
  • газоанализатор – для выяснения состава выхлопных газов
  • детектор утечек – для определения факта утечек газов вне выхлопного цикла.

Ремонт коммерческого автотранспорта

В сопоставлении с ремонтом и обслуживанием легкового автотранспорта грузовые машины и колёсная автотехника требует более сложного ремонта и обслуживания. Работы по ремонту такой техники выполняют на авторемонтных заводах и на специально оборудованных для этого предприятиях.

Кузовные работы для грузового транспорта делают на основании всех видов диагностики соответствующих деталей и частей. После очистки и визуального контроля применяют различную аппаратуру неразрушающего контроля для выявления скрытых дефектов. Вот некоторые виды работ и приборов, для этого используемых:

  1. Проверка цельности листового металла и сварных швов капиллярным методом
  2. Оценка степени коррозии недоступных осмотру деталей с помощью ультразвукового или гамма – толщиномера.
  3. Поиск трещин и нарушений целостности магнитными методами.

Ремонт кузовной части грузового автотранспорта относится к кабине, которая аналогична кузовам легковых машин. Ремонт рабочей части грузовика и её диагностика – выполняется в соответствии с назначением обслуживаемой техники. Чаще всего к этой части коммерческого транспорта предъявляются высокие требования прочности, способности выдерживать штатные нагрузки. Отдельно обслуживается разнообразное гидравлическое оборудование и другие механические системы.

Большая группа транспортных средств оснащена ёмкостями с термоизоляцией и холодильным оборудованием. Наладка такого оборудования относится к отдельной группе работ, но качество теплоизолированной ёмкости можно оценить с помощью тепловизионной аппаратуры, которая покажет участки повышенной теплоотдачи.

Диагностика и ремонт сложных современных автомобилей невозможен без технологий неразрушающего инструментального контроля.