Распространенные модели двигателей внутреннего сгорания состоят из нескольких главных частей – блоков, изготовленных из алюминиевых сплавов и чугуна. Такие основные блоки – поддон, картер, блок цилиндров и головка блока цилиндров. Двигатель – агрегат, работающий в экстремальном режиме значительных механических усилий и температурных перепадов. Поэтому так высок риск образования трещин двигателя из-за нескольких распространенных причин.
Вот основные угрозы цельности блоков двигателя:
Поиск трещин в двигателе
Наиболее распространены трещины в головке двигателя – она встречаются на всех марках силовых агрегатов. Немного реже образуются трещины в блоке цилиндров, а картер можно считать наименее уязвимым компонентом моторов.
Опытные мастера-мотористы уже по косвенным признакам могут определить наличие трещин, хотя большинство таких повреждений и дефектов на холодных деталях двигателя практически не видны. Вот почему так важен точный инструментальный и, разумеется, неразрушающий контроль цельности основных деталей моторов.
Хорошо, когда такой контроль выполняет квалифицированный мастер-моторист, поскольку он знает, каков характер и локализация трещин наиболее часто встречается и наиболее характерен для деталей мотора. Специалист по неразрушающему контролю должен иметь общее представление о работе двигателя, чтобы поиск трещин носил боле целенаправленный и последовательный характер. Знание мест образования трещин позволяет выполнить контроль с максимальной тщательностью и не пропустить ни малейшего дефекта.
Трещина, начавшаяся между седлами клапанов в головке блока, найденная магнитнопорошковым способом – видны остатки порошка
Традиционное место образования трещин - седла клапанов в головке блока цилиндров, перемычки между посадочными местами самих цилиндров. Некоторые мотористы начинают поиск трещин именно с этих мест.
Основные методы поиска трещин в деталях моторов – магнитнопорошковый и капиллярный. Специфика неисправностей деталей двигателя такова, что поиск трещин нужно сочетать с проверкой геометрии, в частности – требуется контроль плоскости посадочной поверхности головки блока цилиндров.
Обнаруженная трещина – серьезный дефект. Во многих случаях какой-либо ремонт трещин двигателя бывает бессмысленным и такие детали просто требуют замены. Если характер и особенности трещины свидетельствуют о возможности ремонта, то цельность детали восстанавливают аргоновой сваркой.
Место заваренной трещины обрабатывают до восстановления точной формы ремонтируемого места. После этого требуется проверка и восстановление общей геометрии детали, в первую очередь – восстановление плоскостей. На восстановленной полностью детали повторно проводят проверку наличия трещин.