Добавить сайт в закладки
mail@prokontrol.ru+7 (495) 768-61-65Ежедневно с 9:00 до 18:00

НЕРАЗРУШАЮЩИЙ КОНТРОЛЬ СОСТОЯНИЯ ПОДШИПНИКА

Подшипник качения – ключевой компонент многих машин и механизмов. Его качества и техническое состояние практически всегда нормируются. Чем более ответственный узел включает в себя подшипник, тем строже требования к его состоянию. Контроль качества и состояния подшипника – важнейшая операция в технике.

Работа подшипника качения и возможные отклонения от нормы

Подшипник качения – одно из достижений инженерного дела. Это – простое устройство, обладающее высокой надежностью и качеством, рассчитанное на определенные нагрузки и условия работы. Главная идея конструкции такого подшипника – работа шариков или других элементов качения, разделенных сепаратором. Шарики распределяют и передают усилия от ведущего, внутреннего кольца к опорному, наружному, обеспечивая минимальное трение.

Оценка характера вибраций работающего подшипника. Видно, что датчик установлен на защитном кожухе нужного узла

Возможные отклонения состояния подшипника от нормы – результат естественного износа, чрезмерной нагрузки, нарушения рабочего режима (перегрев), повреждения разного рода (от загрязнений или некачественной смазки, неправильной сборки).

Такие отклонения от нормы выражаются в изменении геометрии частей подшипника, появлении трещин, сколов, более серьезных  разрушениях.

Контроль состояния подшипника

Работающий подшипник – это всегда источник колебаний. Метод неразрушающего контроля подшипника, без остановки работы узла, где он используется, состоит в оценке этих колебаний, на основании которой может быть сделан достоверный вывод о качестве и состоянии этого устройства.

Такой метод – тщательно проработанная, многократно проверенная и постоянно совершенствуемая технология. Ее достоверность и точность многократно доказана. Это – достаточно сложный метод, так как подшипник генерирует несколько видов разных частот, каждая из которых характеризует работу какого-то компонента. К примеру, частоты, генерируемые работой шариков, отличаются от частот, вызванных вращением внутреннего кольца  - из-за разницы в скорости вращения  (шарики вращаются намного быстрее кольца).

Улавливание генерируемых вибраций и колебаний выполняется специальной аппаратурой,  датчики которой устанавливаются на подшипник или его защитный кожух. Важность точности такого контроля проявляется во всем – даже в способе крепления датчика к основанию.

Датчики фиксируют собственные и  суммарные частоты вибраций и энергию колебаний, на основе этой информации может быть сделан точный вывод о состоянии подшипника и наличии угроз его качеству. Аппаратура такого назначения – акселерометры, относится к ценному и точному оборудованию.

Вот что, к примеру, может показать анализ вибраций подшипника:

  1. Наличие выбоин или задиров на поверхности колец
  2. Повышенный или абразивный износ
  3. Выкрашивание поверхности частей подшипника
  4. Усталостные разрушения.

Техническими нормами регламентируется не только качество и состояние подшипника, но и порядок его контроля. Кроме такого регламентного контроля может появиться причина для внеплановой проверки – например, после пожара или какой-либо аварии.

Полноценная проверка состоит из набора показаний аппаратуры контроля, их обработки и сопоставлении с нормами, на основании чего может быть сделан вывод, в том числе – об опасности дальнейшей эксплуатации. Подшипник - это устройство, работающее под высокими нагрузками, поэтому для его эксплуатации важно определение именно первых, очень малых отклонений от нормы – более значительные отклонения неотделимы от разрушения и аварии.