Вес железнодорожного вагона может приближаться к 80 тоннам. Одна только статическая нагрузка на тележку, состоящую из двух колесных пар, может составлять половину этого веса. Динамические усилия и нагрузки требуют значительной прочности колесной пары железнодорожного вагона.
Контроль состояния железнодорожной колесной пары
Проверка состояния колес вагонов выполняется в составе регламентного ремонта или при обоснованной проверке. Контролю подлежат многие параметры, например:
Наибольшую сложность представляет поиск скрытых дефектов, в первую очередь – трещин. Для этого используется разные методы. Один из них – магнитопорошковый. Аппаратура для выполнения магнитопорошкового контроля обычно устанавливается на стационарном стенде вагоноремонтного предприятия.
Магнитопорошковый метод обнаружения трещин в колесной паре
Идея магнитопорошкового метода состоит в том, что проверяемая деталь подвергается намагничиванию (такой проверке подвергают стальные детали). В местах, где началось образование трещин, какими бы маленькими они ни были бы, магнитное поле детали отчетливо деформируется.
Трещины, отмеченные мелом, обнаружены магнитопорошковым методом
Магнитопорошковый метод состоит в том, чтобы с помощью специального порошка сделать видимым наличие магнитного поля и его характер. Все отклонения от естественного магнитного поля могут таким образом быть обнаружены с высокой точностью.
Стенд для магнитопорошковой проверки настроен для контроля важных элементов колесной пары – оси, колесных дисков, поворотного кулака. Колесная пара, обладающая солидным весом, устанавливается на стенд, все операции выполняются перестановкой оборудования, обеспечивающего намагничивание.
Такое оборудование – это специальные катушки из мощной алюминиевой шины в несколько витков и контактные головки. Такая оснастка обеспечивает намагничивание нужного характера – вдоль оси, по радиусу колеса, поперек оси. Разные приемы намагничивания нужны, чтобы обнаружить трещины, которые могут возникнуть в разных, типичных местах.
Эта операция носит последовательный динамический характер – катушки могут перемещаться относительно объекта обследования, а сама колесная пара может вращаться в естественном направлении – вокруг оси.
Разные способы контроля колесных пар и колес
Кроме магнитопорошкового способа железнодорожные колеса и пары могут быть проверены ультразвуковым методом. Для этого разработаны и эксплуатируются соответствующие комплексы аппаратуры.
Описанный способ магнитопорошковой проверки качества колесных пар – разновидность производственного контроля, выполняемого в стационарных условиях производства. Существуют методы и аппаратура для контроля в процессе эксплуатации, для которой не требуется демонтаж пары. Различают проверку отработавшего какой-то срок колеса и контроль на выходе из производства.
Значительный объем вагонного парка обусловил важность скорости контроля состояния колес и осей. Вся проверка должна осуществляться в короткий промежуток времени в несколько минут.